Порядка 1300 заявлений принято в Томской области в текущем году по экстерриториальному принципу
Экстерриториальный принцип регистрации – это возможность обращаться за регистрацией права в офис приема-выдачи документов независимо от места расположения объектов недвижимости.
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по субъектам Российской Федерации осуществляет прием заявлений на регистрацию прав и (или) государственный кадастровый учет на недвижимость по экстерриториальному принципу в каждом регионе России. В Томской области подать документы можно по адресам: г. Томск, ул. Белинского, 8 и г. Северск, ул. Ленина, 88А. Предварительная запись на подачу документов обязательна. Записаться можно по телефону: 8 (3822) 46-78-71(2207).
Заявление о государственной регистрации прав и (или) государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение, согласно перечню, который опубликован на официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.gov.ru).
Регистрация проводится на основании электронных документов, созданных органом регистрации по месту приема от заявителя документов в бумажном виде и подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью государственного регистратора этого органа.
«Использование экстерриториального приема существенно сокращает временные и материальные издержки при оформлении прав на недвижимость из других регионов и направлено на повышение качества оказания и доступности государственных услуг», - отметила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Подать документы на осуществление учётно-регистрационных процедур, в том числе и по экстерриториальному принципу, можно в офисах центра «Мои Документы» (МФЦ). Кроме того, в МФЦ можно подать запрос на получение выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или копий документов. Документы по результатам оказания услуг заявители получают в офисах МФЦ.
«За 5 месяцев 2022 года в офисах филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» по экстерриториальному принципу было принято 138 заявлений, в офисах МФЦ – 1 157 заявлений. Воспользоваться такой услугой могут как физические, так и юридические лица», – рассказала исполняющая обязанности директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Томской области» Светлана Шапошникова.
Управление рисками при осуществлении государственного земельного надзора
Управление Росреестра по Томской области (Управление), как один из органов государственного земельного надзора, осуществляет надзор на основе управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении государственного земельного надзора земельные участки подлежат отнесению к категориям риска. Отнесение Управлением земельных участков к определенной категории риска осуществляется в соответствии со специальными критериями отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются.
Действующее законодательство выделяет три категории риска - средний, умеренный и низкий.
Например, к категории среднего риска относятся земельные участки, которые расположены в границах или примыкают к границе береговой полосы водных объектов общего пользования (реки, озера).
К категории умеренного риска относятся земельные участки, относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса.
К данной же категории относятся земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения. Однако законодательством могут быть предусмотрены исключения из приведенного перечня земель.
Стоит отметить, что присвоенные земельным участкам категории риска могут изменяться как в большую, так и меньшую стороны.
Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных земельным участкам категорий риска осуществляются решениями ответственных должностных лиц Управления. При отнесении земельных участков к категориям риска может использоваться различная информация, в том числе: сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости; сведения, полученные в рамках проведенных должностными лицами Управления контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий; сведения, содержащиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
Каких–либо отдельных решений об отнесении земельных участков к категории низкого риска не требуется.
В первую очередь отнесение земельных участков к категориям риска влияет на периодичность проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земельных участков.
Важно отметить, что в отношении земельных участков, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся вообще.
Правообладатели земельных участков по запросу в орган государственного надзора вправе получить информацию о присвоенной земельному участку категории риска (а также о сведениях, использованных при отнесении земельного участка к определенной категории риска). Также правообладатели земельных участков вправе подать в орган государственного надзора заявление об изменении присвоенной ранее земельному участку категории риска.
Электронные сервисы Росреестра
С каждым годом все большее количество различных государственных услуг предоставляется в электронном виде, в том числе и услуги Росреестра. Через сайт https://rosreestr.gov.ru/ можно получить больше десятка услуг.
Следующие электронные услуги Росреестра доступны заявителям:
Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online - сервис позволяет получить общедоступную информацию об объекте недвижимости: его размерах, адресе, кадастровой стоимости и наличии обременений (аренда, залог и др.).
Публичная кадастровая карта - удобный сервис для быстрого поиска информации об определенном земельном участке.
Доступ к ФГИС ЕГРН – сервис позволяет получить информацию из ЕГРН через Федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН). Эта система позволяет оперативно получать необходимые сведения. Как правило, ответ может быть получен в течение 5-10 минут.
Проверка электронного документа – сервис позволяет проверить электронный документ. Выписки из ФГИС ЕГРН выгружаются в виде файлов xml. Но не каждый компьютер имеет настройки, позволяющие их читать. Для решения этой проблемы можно использовать сервис «проверка электронного документа». Он позволяет сформировать печатное представление выписки, полученной в электронном виде. У сервиса есть и другое применение – проверка корректности электронной цифровой подписи документа.
Получение сведений из ЕГРН – сервис предоставляет возможность также через сайт Росреестра заказать и получить в электронном виде выписку из ЕГРН. В отличие от информационной выписки из ФГИС ЕГРН, она является актуальной на дату предоставления и по юридической силе идентична бумажной выписке. Также можно получить другие сведения из ЕГРН: копии договоров, межевых планов, аналитической информации и др.
Государственная регистрация – сервис предоставляет возможность вместо посещения пунктов приема документов загрузить электронные документы через сервис ведомства. Для получения услуги необходимо перевести бумаги в электронный вид, а также приобрести электронную подпись. Ее можно получить в любом удостоверяющем центре, перечень которых размещен на сайте Росреестра.
Кадастровый учет – используя возможности данного сервиса через сайт можно поставить объект недвижимости на кадастровый учет. Для этого понадобится межевой план земельного участка или технический план объекта капитального строительства в формате XML, подписанный электронной подписью кадастрового инженера.
Проверка исполнения запроса (заявления) – через данный сервис можно проверить стадию исполнения заявления. При этом услугой могут воспользоваться и лица, подавшие заявление «на бумаге».
Мониторинг рынка недвижимости - благодаря этому сервису можно изучить информацию о сделках на рынке недвижимости, сортируя их по различным параметрам.
Фонд данных государственной кадастровой оценки – сервис позволяет получить информацию о том, как была определена кадастровая стоимость недвижимости.
Рейтинг кадастровых инженеров - сервис содержит сведения о каждом кадастровом инженере, допущенном к работе по специальности. Через сервис можно увидеть, членом какой СРО инженер является и запись, указывающую на аннулирование его квалификационного аттестата. Также в системе содержится статистика результатов профессиональной деятельности инженера, количество принятых работ, отказов в осуществлении кадастрового учета и решений о необходимости устранения допущенных ошибок.
Также на сайте ведомства предоставлен ряд сервисов, позволяющих получить ответы на интересующие вопросы.
Сервис «Жизненные ситуации» является конструктором, составляющим перечень необходимых для обращения документов.
Через страницу «Обращения граждан» можно задать интересующий вопрос, ответ на который будет получен в течение 30 календарных дней.
Сервис «Помощь и поддержка» содержит ответы на часто встречающиеся вопросы.
Плюсы государственной регистрации на ранее учтенные объекты недвижимости
Права на объекты недвижимости, возникшие до 31.01.1998 года, т.е. до вступления в силу ранее действовавшего Федерального закона от 21.07.1997 г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными даже при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН). Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их правообладателей.
Правообладатель ранее учтенного объекта может самостоятельно обратиться с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права в любой из офисов многофункциональных центров Российской Федерации, с предъявлением паспорта и правоустанавливающего документа, если в ЕГРН содержатся сведения об объекте или с заявлением об одновременном внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и регистрации на него. Государственная пошлина за государственную регистрацию права в этом случае не взимается. Кроме того, заявление о государственной регистрации ранее возникших прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав указанных объектов.
«Так, на 01.06.2022 в отношении 5135 ранее учтенных объектов недвижимости осуществлена государственная регистрация ранее возникшего права, в связи с прекращением существования 5362 объекта сняты с государственного кадастрового учета», - отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Также возможно обращение в форме электронных документов и (или) электронных образов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет» с использованием сервисов интернет-портала Росреестра.
К преимуществам наличия в ЕГРН зарегистрированных прав граждан относятся: защита их прав и имущественных интересов, в том числе от мошеннических действий с их имуществом; при внесении сведений о ранее учтенных объектах, также наполняются данные ЕГРН контактными данными правообладателей (адресов электронной почты, почтового адреса), что позволяет органу регистрации прав своевременно направлять в адрес собственника различные уведомления, а также обеспечить согласование с правообладателями земельных участков местоположения границ смежных земельных участков, что поможет избежать возникновения земельных споров.
Обстоятельства, позволяющие суду определить, что покупатель недвижимости знал о незаконной цели сделки
Компания продала физлицу земельный участок в преддверии банкротства и подтвердила оплату в передаточном акте. Через несколько месяцев был зарегистрирован переход права на земельный участок. В дальнейшем компания была признана банкротом.
В ходе процедуры банкротства компании конкурсный управляющий оспорил сделку. В своем заявлении управляющий указал, что указанная сделка совершена с целью навредить кредиторам должника. Конкурсный управляющий просил суд учесть, в частности, следующее:
- рыночная стоимость земли более чем в 9 раз выше ее цены по договору, при этом в подтверждение представлен отчет об оценке;
- участок был под арестом;
- нет надлежащих доказательств того, что гражданин рассчитался с компанией.
Суд первой инстанции признал сделку недействительной.
Апелляционная и кассационная инстанции сочли иначе. Покупатель не мог знать о том, что компания неплатежеспособна. Из-за этого цена участка в этом споре не имеет значения. Злонамеренность сделки не доказали, ущерб кредиторам указанной сделкой не причинен и т.д.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ (Определение ВС РФ от 28.04.2022 №305-ЭС21-21196) решения апелляционной и кассационной инстанции отменила и в своем Определении указала, что когда цена многократно занижена, покупатель должен понимать, что имущество продают с незаконной целью. Например, хотят помешать обратить на него взыскание.
Коллегия в своем определении указала, что при разрешении подобных споров суду, в том числе следует оценить добросовестность контрагента должника, сопоставив его поведение с поведением абстрактного среднего участника хозяйственного оборота, действующего в той же обстановке разумно и осмотрительно. Стандарты такого поведения, как правило, задаются судебной практикой на основе исследования обстоятельств конкретного дела и мнений участников спора. Существенное отклонение от стандартов общепринятого поведения подозрительно и в отсутствие убедительных доводов и доказательств о его разумности может указывать на недобросовестность такого лица.
Верховный суд, отменяя решение апелляционной инстанции, и суда округа указал: «Действия лица, приобретающего имущество по цене, явно ниже кадастровой и рыночной, нельзя назвать осмотрительными и осторожными. Многократное занижение стоимости отчуждаемого имущества должно породить у любого добросовестного и разумного участника гражданского оборота сомнения относительно правомерности такого отчуждения (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2016 № 308-ЭС16-11018).
В подобной ситуации предполагается, что покупатель либо знает о намерении должника вывести свое имущество из-под угрозы обращения на него взыскания и действует с ним совместно, либо понимает, что менеджмент или иные контролирующие должника лица избавляются от имущества общества по заниженной (бросовой) цене по причинам, не связанным с экономическими интересами последнего. Соответственно, покупатель прямо или косвенно осведомлен о противоправной цели должника.
Кроме того, конкурсный управляющий приводил доводы о нахождении спорного имущества под арестом, отсутствии как надлежащих доказательств оплаты имущества и поступления денежных средств должнику, так и финансовой возможности у покупателя оплатить имущество в установленном размере.
Совокупность установленных обстоятельств спора и приведенных конкурсным управляющим доводов убедительным образом свидетельствовала в пользу того, что отчуждение имущества, скорее всего, осуществлено по заниженной цене и направлено на вывод активов из конкурсной массы. Бремя их опровержения подлежало переложению на покупателя, настаивавшего на действительности сделки».
К подобному выводу ВС РФ приходил и ранее.
Управление Росреестра по Томской области информирует правообладателей объектов недвижимости и кадастровых инженеров
19 июня 2022 года вступили в силу новая форма и требования к подготовке межевого плана (приказ Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»). Приказ Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 утратил силу.
В течение девяти месяцев с даты вступления в силу приказа Росреестра от 14.12.2021 № П/0592 для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество могут быть представлены межевые планы, подготовленные и подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, в соответствии с формой и требованиями к подготовке межевого плана, действовавшими до вступления в силу указанного приказа.
Более 20 видеоконсультаций провели специалисты Управления Росреестра по Томской области в МФЦ
С 13 апреля 2022 года жители региона могут получить консультацию государственного регистратора, не обращаясь в Управление Росреестра по Томской области.
В отделах МФЦ по Кировскому району города Томска и ЗАТО Северск еженедельно по средам с 15 до 17 часов специалисты Управления Росреестра по Томской области консультируют граждан по видеоконференцсвязи.
Видеоконсультации в МФЦ ведутся по предварительной записи. Записаться можно на сайте «Мои документы» Томской области в МФЦ по Кировскому району города Томска или ЗАТО Северск, выбрав услугу «Онлайн-консультация специалиста Росреестра». При этом нужно оставить свой телефон и адрес электронной почты для связи с сотрудником многофункционального центра. Также запись ведется по телефонам 8-800-350-08-50 (звонок бесплатный) и 602-999.
«Прошло два месяца с начала реализации проекта по консультированию граждан сотрудниками Управления на базе МФЦ. За это время оказано 26 консультаций по вопросам осуществления Управлением полномочий в учётно-регистрационной сфере», — отметила Елена Золоткова, руководитель Управления Росреестра по Томской области.
Кроме того, получить консультацию возможно не выходя из дома, в любой точке региона, при наличии интернета. На электронную почту гражданина придет письмо со ссылкой, нажав на которую в установленное время можно будет связаться с сотрудником Управления Росреестра по Томской области.
Что нужно знать об оформлении сооружений после реконструкции или капитального ремонта
01.05.2022 вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2022 № 124-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 124-ФЗ), которым внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон № 218-ФЗ), предусматривающие изменение основных сведений о сооружении в результате его капитального ремонта.
Законом № 124-ФЗ уточнен порядок подготовки декларации об объекте недвижимости (декларация составляется и заверяется правообладателем такого сооружения), а также порядок осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (осуществляются по установленным Законом № 218-ФЗ правилам осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в случае реконструкции зданий, сооружений, при которой в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности не требуется разрешение на строительство).
Для случая реконструкции линейного объекта, предусматривающей изменение участка (участков) или части (частей) линейного объекта, также установлен порядок подготовки технического плана, где сведения о линейном объекте, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане линейного объекта на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации, содержащей сведения о линейном объекте и подготовленной в связи с реконструкцией соответствующих участка (участков) или части (частей) линейного объекта. При этом допускается указание в техническом плане координат характерных точек контура линейного объекта только в отношении реконструированных участка (участков) или части (частей).
Законом № 124-ФЗ также уточнены лица, уполномоченные на обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик линейного объекта.
Я являюсь членом ЖСК, какие документы требуются для регистрации права на квартиру?
На вопрос отвечает заместитель начальника отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения и договоров долевого участия в строительстве Управления Росреестра по Томской области Галина Телицына:
- Для государственной регистрации права собственности на кооперативную квартиру необходимо представить:
1) заявление правообладателя о государственной регистрации (оригинал) права собственности;
2) документ, удостоверяющий личность заявителя (оригинал);
3) документ, подтверждающий полномочия представителя правообладателя (если от имени правообладателя действует его представитель) (оригинал и копия);
4) справка о полном внесении (полной выплате) паевого взноса, подписанная уполномоченным лицом кооператива (оригинал и копия).
За государственную регистрацию права, в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей;
Указанный перечень является примерным, и с учетом конкретной ситуации могут быть затребованы иные документы.
Обращаем внимание, что государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.